рус | eng | esp

+7 (495) 640-74-25

+7 (800) 500-45-75

info@mm94.ru

Словарь

Первый онлайн-словарь отраслевых терминов.

Цель его публикации – задать единые стандарты и обеспечить общий язык, которым могли бы пользоваться заинтересованные лица в разных сферах. Часть терминов мы взяли из открытых источников (сайты Росавтодора, Гидрометцентра России) в стремлении объединить различные тематики: дорожную, отраслевые информационные системы, метеорологию.

Для поиска нажмите Ctrl+F

Навигация по алфавиту: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Абсолютный максимум
Наибольшее значение метеорологического элемента из всех наблюдавшихся за многолетний период в данном месте, области, стране, на полушарии или на всем земном шаре. Можно брать абсолютный максимум также для календарного месяца или дня года. Например, абсолютный максимум температуры за январь – самая высокая температура, наблюдавшаяся за многолетний период в январе.

Абсолютный минимум
Наименьшее значение метеорологического элемента из всех наблюдавшихся за многолетний период в данном месте, области, стране, на полушарии или на всем земном шаре. Можно брать абсолютный минимум также для календарного дня, месяца или года.

Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО)
Комплекс аппаратных (АДМС, ВК, ПУИД, ТПИ, ЗПИ) и программных средств (АПК), а также персонала, предназначенный для управления различными процессами содержания автомобильных дорог. Термин «автоматизированная» подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСМО с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД)
Комплекс технических, программных и организационных мер, обеспечивающих сбор и обработку информации о параметрах транспортных потоков и на основе этого оптимизирующих управление движением. Является комплексной системой мониторинга и управления безопасностью на автодорогах. Система предназначена для мониторинга состояния автодорог. Представляет собой программно- аппаратный комплекс средств измерительной и вычислительной техники, а также средств связи с территориально распределенной структурой. Состоит из:
  • Автоматическая дорожная метеостанция
  • Видеокомплекс;
  • Информационное табло;
  • Светодиодный знак переменной информации;
  • Программное обеспечение;
  • Оборудование связи

Автоматизированное рабочее место (АРМ)
Программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности по управлению АСМО. Объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер или иные устройства вывода.

Автоматическая дорожная метеостанция (АДМС)
Техническое устройство, состоящее из набора датчиков для измерения в автоматическом режиме метеорологических и дорожных параметров (ОДМ 218.8.001-2009).

Автоматическая метеорологическая станция (АМС)
Техническое средство, предназначенное для контроля метеорологических и геофизических параметров окружающей среды на железнодорожных станциях и узлах, обработки полученных измерений с целью формирования сообщений и хранения данных, отображения, регистрации и передачи информации потребителям по каналам связи (Распоряжение ОАО РЖД от 13.07.2010 N 1517р).

Автоматический пост весогабаритного контроля (АПВГК)
Набор аппаратно-программных средств, включающих в себя:
  • оборудование измерения нагрузок на оси транспортных средств;
  • датчики определения скатности (количества колес) оси;
  • датчики определения количества осей транспортного средства и расстояния между ними;
  • оборудование для измерения габаритных параметров транспортных средств;
  • средства для формирования обзорной фотографии транспортных средств;
  • средства фотовидеофиксации государственных регистрационных номеров транспортных средств с функцией распознавания таких номеров и формирования фронтальной фотографии транспортных средств;
  • средства искусственного освещения дорожного полотна (для работы в темное время суток);
  • контроллеры взаимодействия с измерительным оборудованием;
  • оборудование, обеспечивающее криптографическую защиту передаваемой информации;
  • телекоммуникационное оборудование;
  • опоры для размещения навесного оборудования;
  • шкаф в антивандальном исполнении для размещения вычислительного и телекоммуникационного оборудования (Приказ Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348).

Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка)
Условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.

Автомобильная дорога
Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.

Автомобильная дорога ведомственная
Дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации).

Автомобильная дорога временная
Дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта.

Автомобильная дорога второстепенная
Дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

Автомобильная дорога главная
Дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

Автомобильная дорога горная
Дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.

Автомобильная дорога зимняя (автозимник)
Дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер.

Автомобильная дорога кольцевая
Дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей.

Автомобильная дорога многополосная
Дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам.

Автомобильная дорога обходная
Дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети.

Автомобильная дорога общего пользования
Дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные.

Автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального района
Дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильная дорога общего пользования местного значения поселения
Дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильная дорога платная
Дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд.

Автомобильная дорога подъездная
Дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории.

Автомобильная дорога территориальная
Дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства.

Автомобильная дорога федеральная
Дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством.

Автомобильная магистраль
Дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях.

Автомобильный транспорт
Вид транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств, и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.

Автономная автоматическая метеорологическая станция (ААМС) 
Объект, предназначенный для автономной работы и передачи данных на отдельный компьютер (не в составе АСМО) по выделенному каналу связи (кабель Ethernet, WiFi и пр.).

Автономный знак переменной информации (АЗПИ)
Электронный дорожный знак, применяемый на дорогах, для информирования водителей о специальных мероприятиях и условиях на дороге, таких как: сложные или опасные дорожно- метеорологические условия, дорожные пробки, аварии, происшествия, дорожные работы или ограничения скорости на конкретном сегменте шоссе.

Агрометеорологический прогноз
Прогноз, освещающий степень благоприятствования ожидаемой погоды произрастанию сельскохозяйственных культур, производству сельскохозяйственных работ, применению тех или иных агротехнических приемов.

Агрометеорология
Прикладная метеорологическая дисциплина, изучающая атмосферные условия, имеющие значение для сельского хозяйства, в их взаимной связи с объектами и процессами земледелия или вообще сельскохозяйственного производства.

Адвекция тепла
Локальное повышение температуры воздуха под влиянием горизонтального переноса воздуха; термическая адвекция с положительным знаком.

Адвекция холода
Локальное понижение температуры воздуха под влиянием горизонтального переноса воздуха; термическая адвекция с отрицательным знаком.

Акведук
Мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п.

Аккумуляторная батарея (АКБ)
Химический источник тока, источник ЭДС многоразового действия, основная специфика которого заключается в обратимости внутренних химических процессов, что обеспечивает его многократное циклическое использование (через заряд-разряд) для накопления энергии и автономного электропитания различных электротехнических устройств и оборудования, а также для обеспечения резервных источников энергии в медицине, производстве и в других сферах.

Анализатор состояния транспортного потока (АСТП)
Система, включающая в себя ДИД, ШУ, Шлейф соединительный, АКБ, элементы крепления и СПО.

Аномалия
Отклонение от средних значений (иначе называемых "нормальными" значениями или "нормами").

Антициклон
Область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и с соответствующим распределением ветра.
В низком антициклоне, холодном, изобары остаются замкнутыми только в самых нижних километрах, а в средней тропосфере повышенное давление вообще не обнаруживается. 
В среднем антициклоне изобары в средней тропосфере разомкнуты и образуют гребень повышенного давления над западной теплой частью приземного антициклона и ложбину пониженного давления над восточной холодной его частью.
Высокий антициклон теплый и сохраняет замкнутые изобары с антициклонической циркуляцией даже и в верхней тропосфере.

Антропогенные изменения климата
Изменения климата (местного климата, микроклимата), связанные с хозяйственной деятельностью человеческого общества. Они являются результатом изменения свойств земной поверхности (сведение лесов, распашка земель, осушение, орошение, застройка территории и т.д.) или непосредственно свойств самой атмосферы (нагревание воздуха индустриальными тепловыми установками; увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере в результате сжигания топлива, также приводящее к нагреванию атмосферы). В значительной степени антропогенные изменения климата связаны с ростом промышленности; в этом случае их называют еще техногенными изменениями климата. До сих пор антропогенные изменения климата распространялись преимущественно на микроклимат и местный климат, в настоящее время они начинают приобретать глобальный характер.

Аппаратно-программный комплекс (АПК)
Набор технических (серверы, автоматизированные рабочие места, локально вычислительные сети, видеостены и т.д.) и программных (общее программное обеспечение, специальное программное обеспечение) средств, работающих совместно для выполнения задачи реализации функций АСМО.

Аридная зона
Географическая зона с аридным климатом; земледелие в такой зоне невозможно без искусственного орошения.

Аридный климат
Сухой климат, климат с недостаточным атмосферным увлажнением (при высоких температурах воздуха), ограничивающим развитие растений, хотя и необязательно его исключающим климат пустынь и полупустынь.

Арктический воздух
Воздушные массы арктического происхождения, т.е. формирующиеся в Северном полярном бассейне, а зимой также над наиболее далеко выдвинутыми к северу частями материков (Таймыр, Колыма, Чукотка, арктическая Америка). Характеризуется низкими температурами, малым влагосодержанием и большой прозрачностью. Вторгаясь в низкие широты, арктический воздух создает более или менее резкие похолодания – волны холода. Прогреваясь при движении к югу над морем, а в теплое время года над сушей, арктический воздух приобретает неустойчивую стратификацию в нижних слоях с образованием облаков и осадков конвекции.

Аэрологическое зондирование
Определение свойств воздуха и характеристик некоторых атмосферных процессов с помощью поднимаемых в атмосферу приборов или дистанционными методами. При температурно-ветровом А.з. определяется распределение по высоте температуры, влажности и давления воздуха, направления и скорости ветра с использованием радиозондов, шаров-пилотов и метеорологических ракет. Исследования стратосферы и нижней мезосферы производится с помощью метеорологических ракет. При этом сбор информации может осуществляться как при подъёме ракеты, так и во время спуска отделившихся от неё приборов на парашюте. При дистанционных методах А.з. используются посылаемые с земли, ракет и т. п. акустические или электромагнитные (в том числе оптические) сигналы. По их изменению в различных слоях атмосферы и определяют характеристики ее состояния.

База данных (БД)
Представленная в объективной форме совокупность самостоятельных данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью аппаратно- программных средств.

Баротропная модель атмосферы
Модель атмосферы, в которой изобарические и изотермические поверхности совпадают. В баротропных (соленоидальных) атмосферных течениях:• плотность является функцией только от давления;
• отсутствует вертикальный сдвиг ветра;
• отсутствуют вертикальные движения;
• отсутствуют источники-стоки.

Безопасные условия труда (БУТ)
Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Блок питания (БП)
Устройство, предназначенное для обеспечения питания электроприбора электрической энергией, при соответствии требованиям её параметров: напряжения, тока, и так далее путём преобразования энергии других источников питания.

Бора
Холодный порывистый местный ветер, возникающий в случае, когда поток холодного воздуха преодолевает на своём пути возвышенность. Преодолев препятствие, бора с огромной силой обрушивается на долину. Вертикальные размеры боры — несколько сот метров. Затрагивает, как правило, небольшие районы, где невысокие горы непосредственно граничат с морем. В России особенно сильны боры Новороссийской бухты и Геленджикской бухты (где имеют северо-восточное направление и дуют свыше 40 дней в году), Новой Земли, берегов Байкала. В Европе наиболее известны боры Адриатического моря (Триест, Риека и др.). Продолжительность боры — от суток до недели.Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Первоначально ветер крайне неустойчив, меняет направление и силу, но постепенно приобретает определённое направление и огромную скорость — до 60 м/с на Маркотхском перевале близ Новороссийска.
Иногда бора вызывает значительные разрушения в прибрежной полосе. На море ветер способствует сильному волнению. При сильных морозах (в Новороссийске — 20-24° ниже нуля) в период боры морские брызги быстро замерзают и отмечается опасное обледенение судов.

Бриз
Ветер с суточной периодичностью по берегам морей и больших озер, а также на некоторых больших реках. Дневной (морской) бриз дует с моря на нагретое побережье, ночной (береговой) – с охлажденного побережья на море. Смена берегового бриза на морской происходит незадолго до полудня, морского на береговой – вечером. Слой, охваченный бризом, может сильно варьировать по толщине; в общем он порядка нескольких сот метров. Выше наблюдается перенос воздуха в обратном направлении (антибриз), образующий вместе с бризом замкнутую циркуляцию. Б. проникают от береговой линии на десятки километров. Б. особенно развиты летом, в период антициклонической погоды, не нарушаемой прохождением фронтов и сменой воздушных масс; они являются примером местной циркуляции воздуха, налагающейся на общую циркуляцию.

Буря
Очень сильный ветер, приводящий к сильному волнению на море и к разрушениям и опустошениям на суше. Буря может наблюдаться: при прохождении тропического или внетропического циклона; при прохождении смерча; при грозе, местной или фронтальной. Скорость приземного ветра при буре по шкале Бофорта 10 баллов (25-28 м/с), а при сильной буре 11 баллов (29-32 м/с). Менее сильный ветер, в 8-9 баллов (17-24 м/с) обозначается как шторм и сильный шторм, более сильный – 12 баллов (свыше 32 м/с) – как ураган. Кратковременные усиления ветра при грозах или без них до скорости шторма или бури называются шквалами.

Ведомость объемов и стоимости работ (ВОиСР)
Ведомость, составляемая по видам работ (локальным сметам), на объект и (или) стройку в целом в разрезе видов работ с выделением стоимости по элементам затрат и указанием объемов работ в физических единицах измерения и трудоемкости.

Ведомость объемов работ (ВОР)
Ведомость объемов работ – это перечень работ, которые необходимо выполнить при строительстве объекта (ГОСТ 21.111-84).

Верхолазные работы (ВР)
Работы на высоте более 5 м от поверхности, когда работник находится на элементах конструкции и единственное средство защиты от падения – предохранительный пояс или страховочная система.

Ветрогенератор (ВГ)
Устройство для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию. Ветрогенераторы можно разделить на три категории: промышленные, коммерческие и бытовые (для частного использования).

Ветросолнечная установка (ВСУ)
Комплекс технических средств, предназначенный для автономной выработки электроэнергии с помощью установленных ветрогенератора и фотосолнечных панелей, расположенных на специально возводимой для этих целей технологической опоре.

Виадук
Мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.

Видеокомплекс (ВК)
Система, предназначенная для автоматической съемки, отображения и передачи текущего состояния дорожного покрытия, состояния и загруженности дорожной сети, а также текущей ситуации на дорогах.

Владельцы автомобильных дорог
Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Влажность воздуха
Содержание в воздухе водяного пара. Характеризуется абсолютной и относительной влажностью, дефицитом влажности, упругостью водяного пара, точкой росы и удельной влажностью.

Водно-тепловой режим земляного полотна
Закономерность изменения в течение года влажности и температуры верхних слоев грунта земляного полотна, свойственная данной дорожно-климатической зоне и местным гидрогеологическим условиям. Система мероприятий, направленная на регулирование водно-теплового режима, позволяет уменьшить влажность и величину морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.

Водоотводные устройства
Комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).

Водосток (ливневая канализация)
Система отвода поверхностных вод в городах, предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий. Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую - состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев и камер и смешанную - включающую элементы закрытой и открытой сети.

Воздушная линия электропередачи (ВЛ)
Устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).

Волна тепла
Значительное потепление, распространяющееся в определенном направлении, связанное с адвекцией теплой воздушной массы.

Волна холода
Резкое понижение температуры, распространяющееся в определенном направлении и захватывающее с течением времени все большую территорию; связано с вторжением холодной воздушной массы из высоких широт, а в Европе зимой – также с востока.

Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС)
Совокупность линейных трактов волоконно- оптических систем передачи, имеющих общий оптический кабель, линейные сооружения и устройства их обслуживания в пределах действия устройств обслуживания (ГОСТ 26599-85).

Волоконно-оптический кабель (ВОК)
Кабельное изделие, содержащее один или несколько оптических волокон, объединенных в единую конструкцию, обеспечивающую их работоспособность в заданных условиях эксплуатации (ГОСТ 26599-85).

Временные схемы организации дорожного движения (ВСОДД)
Схемы, предназначенные для организации дорожного движения в месте производства краткосрочных или долгосрочных работ. Схемы разрабатываются согласно ОДМ 218.6.019-2016 и ГОСТ Р 58350-2019.

Временные технические средства организации дорожного движения и ограждения мест производства работ (СОД)
Комплект дорожных знаков, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, используемых во время проведении работ.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)
Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН). Организация служит авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с сушей и океанами, погоды и климата, которые она создает, и конечного распределения водных ресурсов. Поскольку погода, климат и водный цикл не имеют государственных границ, международное сотрудничество в глобальном масштабе имеет существенное значение для метеорологии и оперативной гидрологии, а также для получения пользы от их применения. ВМО обеспечивает основу для такого международного сотрудничества.

Выемка
Земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая выемка - мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения переноса через нее снега ветровым потоком. Разделанная под насыпь - выемка с пологими откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом.

Выносной пульт управления (ВПУ)
Пульт для дистанционного управления рабочим оборудованием светофорного объекта, соединенный с ним кабелем.

Высота моста
Расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.

Высота проезда
Наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.

Высота снежного покрова
Толщина слоя снега, покрывающего поверхность земли. Выражается в сантиметрах. В климатологических сводках обычно указывается многолетнее среднее значение максимальной высоты снежного покрова, которая наблюдается в разные годы в различные сроки, но в многолетнем среднем – к концу зимы. 

Геокомпозит
Составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.

Геосетка
Геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия шире, чем элементы плетения.

Геотекстиль
Тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений.

Гололёд
Слой льда, образовавшийся на поверхности земли и расположенных на ней объектах во время выпадения осадков в виде дождя вследствие его замерзания. Гололёду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина слоя льда, появившегося при гололёде, может достигать нескольких сантиметров. Причем покрывает он не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности – цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты – мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Гололедица
Лёд или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах. Образованию гололедицы способствуют также погодные условия: выпавшие накануне осадки в виде дождя или снега, минусовая температура воздуха.

Гроза
Комплексное атмосферное явление, частью которого являются многократные электрические заряды между облаками или между облаком и землей (молнии), сопровождающиеся звуковым явлением – громом. Гроза связана с развитием мощных кучево-дождевых облаков, следовательно, с сильной неустойчивостью стратификации воздуха при высоком влагосодержании. Поэтому гроза характеризуется еще сильными шквалистыми ветрами и ливневыми осадками, нередко с градом. Явление сравнительно недолговременное; отдельная гроза редко продолжается более 2 ч.

Грунт подстилающий
Естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружается земляное полотно. Располагается непосредственно под дорожной конструкцией на толщину активной зоны, в которой практически затухают напряжения и деформации от транспортной нагрузки.

Грунт растительный
Верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.

Грунтовые воды
Подземные воды, находящиеся в первом от поверхности земли постоянном водоносном горизонте, не имеющем сверху сплошной кровли водонепроницаемых пород. Не обладают напором и подвержены колебаниям уровня и дебита.

Датчик давления (ДД)
Метеорологический прибор для измерения атмосферного давления.

Датчик интенсивности движения (ДИД)
Прибор для обнаружения, подсчёта и измерения параметров движущихся по дороге транспортных средств.

Датчик направления ветра (ДНВ)
Прибор для измерения направления воздушного потока (ветра).Датчик оптической видимости ДОВ Прибор для определения оптической дальности видимости.

Датчик осадков (ДО)
Метеорологический прибор для измерения количества и интенсивности осадков, в виде дождя или снега, а также для распознавания типа осадков.

Датчик промерзания грунта (ДПГ)
Прибор для измерения температуры грунта на его различных глубинах.

Датчик скорости ветра (ДВС)
Прибор для измерения скорости воздушного потока (ветра).

Датчик состояния поверхности дороги (ДСПД)
Прибор для определения на поверхности дорожного покрытия наличия воды, снега, льда, измерения толщины водяной плёнки, а также наличия и концентрации солевых растворов.

Датчик температуры грунта (ДТГ)
Прибор для измерения температуры грунта вблизи проезжей части.

Датчик температуры дорожного покрытия (ДТД)
Прибор для измерения температуры дорожного полотна.

Датчик температуры и влажности воздуха (ДТВ)
Метеорологический прибор для измерений температуры и относительной влажности окружающего воздуха.

Датчик уровня воды (ДУВ)
Прибор для измерения уровня воды в реке.

Деформация
Изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п. без изменения массы.

Динамическое информационное табло (ДИТ)
Устройство визуального отображения информации, являющееся элементом дорожной инфраструктуры и предназначенное для отображения неизменной и изменяющейся во времени информации в системах косвенного управления транспортными потоками (ГОСТ Р 56351-2015).

Длина моста
Расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста - первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста - последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.

Длина пролетного строения
Расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.

Дорога грунтовая профилированная
Автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки (восстановления профиля). При переувлажнении проезд прекращается.

Дорога грунтовая улучшенная
Профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая часть которой улучшена путем введения скелетных добавок (гравия, шлака и др.) или местных вяжущих (золошлаковых смесей и других отходов производства). При оттаивании после замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.

Дорога зимняя (автозимник)
Дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия.

Дорожная деятельность
Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Дорожная одежда
Многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности.

Дорожная одежда жесткая
Дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.

Дорожная одежда капитальная
Дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.

Дорожная одежда нежесткая
Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.

Дорожно-климатическое районирование
Разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория России разделена на пять дорожно-климатических зон.

Дорожное хозяйство
Часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.

Дорожно-строительное управление (ДСУ)
Как правило районные дорожные организации в субъекте РФ. Основной деятельностью предприятия являются ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Дорожный контроллер (ДК)
Устройство для управления дорожным движением путём переключения сигналов светофоров и многопозиционных дорожных знаков, как на локальных пересечениях автомобильных дорог, так и входящих в систему координированного управления дорожным движением.

Дорожных одежд классификация
Разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.

Дренаж
Геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный.

Дренажные сооружения
Комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж - забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).

Духота
Сочетание высокой температуры воздуха с высокой относительной влажностью. Термин больше применяется в обыденной речи, чем в научной терминологии.

Жидкокристаллический индикатор (ЖКИ)
Устройство отображения текстовой и графической информации на основе технологии жидких кристаллов.

Журнал производства работ (ЖПР)
Журнал производства работ применяется для учёта выполнения строительно-монтажных работ и работ по содержанию. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество, объём выполненных работ и условия производства.

Загрязнение воздуха
Наличие в атмосферном воздухе крупнодисперсных аэрозолей, т.е. взвешенных твердых и жидких частичек, а также газов, иногда вредных, не принадлежащих к постоянным частям воздуха (атмосферных примесей). Это – частички пыли и дыма, капельки кислот, молекулярные комплексы различных производственных газов и пр.

Замерзание почвы
Процесс, в результате которого вода в почве из жидкого состояния переходит в лед; почва при этом не поддается обработке лопатой.

Заморозок
Понижение температуры воздуха до отрицательных значений вечером и ночью при положительной температуре днем. Заморозки бывают весной и осенью, когда средняя суточная температура уже или еще положительная. Условия погоды, благоприятствующие заморозку (большое эффективное излучение, слабый ветер), создаются в антициклонах и гребнях повышенного давления. Повторяемость заморозков возрастает в низменных местах рельефа, где задерживается охлажденный воздух.

Заморозок на почве
Понижение температуры почвы и растений ночью до 0° и ниже вследствие эффективного излучения, в то время как в воздухе, по крайней мере на высоте 2 м (в метеорологической будке), температура остается выше 0°.

Запчасти, инструменты, принадлежности (ЗИП)
Запасные части, инструмент, принадлежности, предназначенные для выполнения технического обслуживания, регламентных работ и ремонта изделий.

Зарница
Световые явления на горизонте при отдаленной грозе: молний не видно и грома не слышно; различается лишь освещение молниями облаков.

Заструги
Небольшие гряды на поверхности снежного покрова, особенно в полярных областях. Образуются при низких температурах воздуха из сухого сыпучего снега путем накопления его под действием ветра.

Засуха
Значительный по сравнению с нормой недостаток осадков в течение длительного времени весной и летом, при повышенных температурах воздуха, в результате чего иссякают запасы влаги в почве (путем испарения и транспирации) и создаются неблагоприятные условия для нормального развития растений, а урожай полевых культур снижается или гибнет.

Защитные дорожные сооружения
Сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства, подобные сооружения.

Земляное полотно
Сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др.

Знак обратной связи (ЗОС)
Электронное устройство, которое с помощью встроенного радара измеряет скорость приближающегося транспортного средства и отображает ее на табло.

Знак переменной информации (ЗПИ)
Набор оборудования на основе светодиодной технологии, предназначенный для отображения переменных предупреждающих, запрещающих, предписывающих и информационных дорожных знаков, а также текстовых сообщений. Техническое средство организации дорожного движения, предназначенное для отображения дорожных знаков, за исключением знаков индивидуального проектирования (ГОСТ 32865- 2014). 

Интенсивность движения
Количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).

Искусственные сооружения
Сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, экодуки, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.

Источник бесперебойного питания (ИБП)
Вторичный источник электропитания, предназначенный для электропитания при кратковременном отключении основного источника электропитания.

Категория дороги
Критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.

Классификация автомобильных дорог
Разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории.

Комбинированная дорожная машина (КДМ)
Дорожные машины со съемным навесным оборудованием, предназначенные для всесезонного использования по содержанию автомобильных дорог с асфальтовым и бетонным покрытием. В летний период машины используются с поливомоечным оборудованием для мойки и поливки дорожных покрытий и поливки зеленых насаждений. В зимний период машины используются с пескоразбрасывающим оборудованием для посыпки инертными материалами или антигололедными реагентами поверхности тротуаров и дорог, а также для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега плужно-щеточным оборудованием.

Комплексная трансформаторная подстанция (КТП)
Электроустановка, предназначенная для приема, преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии в системах электроснабжения потребителей сельских, поселковых, городских, промышленных объектов. Состоит из силовых трансформаторов, распределительного устройства, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений.

*Комплексный пост дорожного контроля метеосистемы (КПДКМ)
Объект, включающий в себя автоматическую дорожную метеостанцию и видеокомплекс, комплекс средств электроснабжения, элементы крепления оборудования, специализированное программное обеспечение и мачту для его размещения.

Комплектная трансформаторная подстанция (КТП)
Электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии в системах электроснабжения различных потребителей. Состоит из силовых трансформаторов, распределительного устройства, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений. ТП классифицируются на понижающие и повышающие.

Конструкторская документация (КД)
Графические и текстовые документы, которые, в совокупности или в отдельности, определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, эксплуатации, ремонта и утилизации.

Контактный датчик состояния поверхности дороги (ДВПД)
Датчик предназначен для измерения концентрации соли, толщины слоя воды, снега, льда, на поверхности дороги. Устанавливается заподлицо с поверхностью покрытия дороги.

Краевая полоса
Часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.

Лист утверждения (ЛУ)
Лист с подписями согласования и утверждения, подтверждающий, что тиражируемая форма основного документа согласована и утверждена. Применяется во избежание необходимости согласовывать и утверждать каждый экземпляр тиражируемого документа.

Локальный нормативный акт (ЛНА)
Документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Мост
Сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.
Различают по назначению:
  • автодорожный - для автомобилей и пешеходов;
  • железнодорожный - для железной дороги;
  • городской - для городских транспортных средств и пешеходов;
  • пешеходный - для пешеходов;
  • совмещенный - для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях;
  • специальный - для пропуска трубопроводов, кабелей и т. п.
Мост балочный
Мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций.
По статической схеме различают:
- разрезные,
- температурно-неразрезные,
- неразрезные, 
- консольные.

Мост вантовый
Мост, пролетное строение которого состоит из балки жесткости и поддерживающих ее наклонных элементов - вант, закрепленных на пилонах и выполняющих функции упругих опор.
Различают:
- по восприятию распора {распорные, безраспорные):
- по числу плоскостей вант (одна или две):
- по взаимному положению вант («пучок» - радиальное; «арфа» -ярусно-параллельное; «веер» - ярусно-расходящееся; «звезда» - ярусно-сходящееся).

Мост висячий
Мост, в пролетном строении которого главными несущими элементами служат гибкие кабели, поддерживающие балку жесткости с помощью подвесок и передающие усилия на пилоны.
Различают:
- безраспорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости;
- распорный - висячий мост, у которого горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные опоры.

Мост разводной
Мост, пролетное строение которого или часть его может перемещаться, освобождая пространство для пропуска судов. В зависимости от способа перемещения судоходного пролета различают:
- поворотный – мост, у которого пролетное строение поворачивается в горизонтальной плоскости;
- подъёмный – мост, у которого пролетное строение поднимается в вертикальной плоскости;
- раскрывающийся – мост, у которого пролетное строение поворачивается вокруг горизонтальной оси;
- раскрывающийся двукрылый – мост, у которого пролетное строение состоит из двух частей (крыльев), поворачивающихся вокруг горизонтальных осей;
откатной – мост, у которого пролетное строение выводится из судоходного пролета путем перемещения в горизонтальном направлении вдоль его оси.

Навесная лестница
Вертикальная лестница, навешиваемая на конструкции, служащая для доступа рабочих в зону выполнения работ на высоте.

Надежность человеческого фактора (НЧФ)
Способность человека выполнить задачу в заданных условиях в пределах установленного периода времени с учетом заданных ограничений.

Насыпь
Инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

Неприятие риска, недопустимый риск (НР)
Отношение к риску, выражаемое в неприемлемости наличия риска, то есть риск, который нельзя допускать, с целью исключения угрозы появления опасной ситуации или действий, связанных с возможностью его возникновения.

Нормативно-правовой акт (НПА)
Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события

Обвал
Внезапное обрушение с крутых горных склонов отдельных камней и обломков в скальных породах с сильной трещиноватостью.

Обочина
Боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальта- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.

Объект переменной информации (ОПИ)
Обобщенное название для ЗПИ, АЗПИ и ТПИ.

Объект строительства
Комплекс зданий и (или) сооружений, отдельное здание или сооружение, или его автономная часть, возводимая для определенного застройщика по одному разрешению на строительство.

Обычные автомобильные дороги
Автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям или скоростным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Опасный производственный фактор (ОПФ)
Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Оползень
Нарушение устойчивости склонов или откосов, выражающееся в смещении одной части грунтового массива относительно другой, остающейся неподвижной, без контакта между ними. По механизму смещения различают срез с вращением, скольжение, выдавливание, вязкопластичное течение, сложное смещение.

Основание бетонное (цементобетонное)
Конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.

Основание битумогрунтовое
Конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.

Основание гравийное
Конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.

Основание дорожной одежды
Несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

Основание из укрепленных грунтов
Конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.

Основание насыпи
Подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.

Основание песчаное
Дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.

Основание цементогрунтовое
Конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местного грунта, обработанного цементом.

Основание щебеночное
Конструктивный спой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением. Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.

Откос земляного полотна
Поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.

Откосная часть
У насыпи – часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки - часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки.

Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ)
Документы, содержащие методические рекомендации по выполнению и организации тех или иных видов работ.

Охрана труда (ОТ)
Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Оценка риска (ОР)
Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

Паспорт изделия (ПИ)
Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия.

Песчано-гравийная смесь (ПГС)
Строительный материал, представляющий из себя смесь песка и гравия (согласно ГОСТ 23735-2014).

Плата контроллера сигналов (КС)
Устройство, предназначенное для сбора информации с датчиков и преобразования данной информации в цифровой формат.

Плотность дорожной сети
Отношение общей протяженности всех автомобильных дорог определенной области (района) к площади этой области (района).

Поверхность земляного полотна
Поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.

Поглощающие устройства
Водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта.

Погрузочно-разгрузочные работы (ПРР)
Комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки (как вручную, так и при помощи специализированной техники, например, грузоподъёмного крана или погрузчика). Выполняются с соблюдением требований правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н и ГОСТ 12.3.009-76.

Показатели прочности
Механические характеристики, с помощью которых можно описать прочность в любых напряженных состояниях. Для грунтов такими характеристиками являются угол внутреннего трения (ср) и сцепление (с).

Покрытие дорожное
Верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

Покрытие дорожное асфальтобетонное
Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотненное.

Покрытие дорожное гравийное
Покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна (серповидный профиль) или только по ширине проезжей части.

Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме
Верхний слой дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.

Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона
Покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфальтобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса с покрытием.

Покрытие дорожное из литого асфальтобетона
Высокоплотное капитальное дорожное покрытие, построенное из литой смеси с повышенным содержанием битума высокой вязкости. Отличается повышенной долговечностью.

Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона
Капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.

Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона
Плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня (до 10 мм иногда до 20 мм), повышенное количество битума (до 6...8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8...12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.

Покрытие дорожное цементобетонное армированное
Монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру (обычно стальную в виде сеток), улучшающую работу цементобетонной плиты на растяжение при изгибе.

Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное (бесшовное)
Монолитное цементобетонное покрытие с повышенным содержанием арматуры, укладываемой непрерывно на большом протяжении, что позволяет избежать устройства деформационных швов.

Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное
Монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям (при безарматурном напряжении бетона), или с предварительно напрягаемой арматурой (струны, пучки, стержни периодического профиля).

Покрытие дорожное цементобетонное
Капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное (сплошное или колейное) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия - армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.

Покрытие дорожное щебеночное
Покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.

Полоса отвода
Полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.

Полувыемка-полунасыпь
Земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.

Пост видеоконтроля метеосистемы (ПВКМ)
Объект, включающий в себя видеокомплекс, комплекс средств электроснабжения, элементы крепления оборудования, мачту для размещения, шкаф управления, а также специализированное программное обеспечение.

Пост метеоконтроля (ПМК)
Объект, включающий в себя АДМС, комплекс средств электроснабжения, элементы крепления, мачту для его размещения, а также специализированное программное обеспечение.

Преобразователь напряжения (ПН)
Электротехническое устройство, преобразующее электроэнергию одних параметров или показателей качества в электроэнергию с другими значениями параметров или показателей качества.
Прогноз общего назначения ПОН Прогноз погоды, включающий общие параметры окружающей среды, предоставляемый гидрометеорологическими службами.

Программное обеспечение (ПО)
Совокупность программ операционной системы, сервиса, защиты, приема-передачи данных, а также система обработки и выдачи информации и документов, необходимых для эксплуатации автоматизированной системы метеорологического обеспечения.

Программный комплекс (ПК)
Набор взаимодействующих программ:
- согласованных по функциям и форматам;
- имеющих единообразные, точно определенные интерфейсы;
- составляющих полное средство для решения больших задач.

Программный комплекс «Центр управления производством» (ПК ЦУП)
Специальное программное обеспечение, предназначенное для решения задач мониторинга автомобильных дорог, поддержки принятия решений и управления дорожным движением.

Проект производства работ (ППР)
Документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки. В системе организационно-технологической подготовки строительных работ проект производства работ ППР является основным документом. Состав и содержание ППР должны соответствовать СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 12-136-2002 (п. 4).

Проект производства работ грузоподъемными кранами (ППРк)
Организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения работ с применением подъемных сооружений (кранов), являющийся основным документом, организующим производство работ с применением грузоподъёмных машин и съёмных грузозахватных приспособлений в соответствии с техническими правилами, требованиями к охране труда, экологической и промышленной безопасности и качеству работ. Состав и содержание ППРк должны соответствовать ФНП " Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" и РД-11-06- 2007.

Проектная документация (ПД)
Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства (по ГОСТ 21.001-2013).

Производственная деятельность (ПД)
Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Производственные объекты
Сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.

Пропускная способность дороги
Максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).

Протокольная станция (ПС)
Объект, данные от которого получаются по единому протоколу обмена Федерального дорожного агентства.

Протяженность дороги
Фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами.

Прочность грунтов
Мера сопротивления грунтов касательным напряжениям. Основной вид нарушения прочности грунта - смещение одной его части по другой вследствие незатухающего сдвига, переходящего в срез.

Пункт учета интенсивности дорожного движения (ПУИД)
Объект, предназначенный для автоматического измерения показателей транспортных потоков, таких как состав транспортного потока, средняя скорость, загруженность по полосам. ПУИД включает в себя АСТП, средства приема-передачи данных, комплекс средств электроснабжения, а также мачту для его размещения. Различают следующие виды ПУИД: радиолокационный (на базе радиоволн), петлевой (на базе индуктивных петель), лазерный (на базе безопасного для человеческого глаза лазера), видеодетектор (на базе видеокамер) и IR-детекторы (на базе инфракрасного излучения).

Рабочая документация (РД)
Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
В состав рабочей документации входят:
  • основные комплекты рабочих чертежей;
  • спецификации оборудования, изделий и материалов;
  • сметы;
  • другие прилагаемые документы, разрабатываемые в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта (согласно ГОСТ 21.001-2013).

Развитие сети дорог
Осуществление плана перспективного размещения автомобильных дорог какого-либо региона в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках.

Реконструкция автомобильной дороги
Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги
Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Риск
Сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий. Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют как сочетание вероятности ущерба и тяжести ущерба (ГОСТ Р 51898-2002, ГОСТ Р 51901.1-2002, ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р12.0.010-2009).

Руководство по эксплуатации (РЭ)
Документ, описывающий устройство и порядок использования оборудования по назначению.

Самонесущий изолированный провод (СИП)
Тип провода, предназначенный для передачи и распределения электрической энергии в воздушных силовых и осветительных сетях, напряжением до 0,6/1 кВ - 35 кВ.

Светофорный объект полного цикла (СОПЦ)
Светофорный объект, работающих на основе 3х или 4х фаз (красный, желтый, зеленый сигнал и пешеходная фаза).

Светофорный объект Т- 7 (СО Т-7)
Светофорный объект, работающий по однофазной системе (всегда мигающий желтый).

Сеть автомобильных дорог
Совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.

Система поддержки принятия решений (СППР)
Компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа дорожных условий, параметров транспортных потоков, атмосферно- климатических условий и пр. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)
Комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно- профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Система управления базами данных (СУБД)
Совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. Предназначена для управления данными во внешней памяти (на дисках), управления данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша, журнализации изменений, резервного копирования и восстановление базы данных после сбоев, поддержки языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Система управления охраной труда (СУОТ)
Комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Система электронного документооборота (СЭД)
Программное обеспечение для работы с электронными документами на всех стадиях их жизненного цикла: создание, редактирование, хранение

Ситуационный центр оперативного управления (СЦОУ)
Центр, основной функцией которого является автоматизация сбора данных о производственных процессах от различных АСУ и систем диспетчерского управления в единую информационную базу, обеспечение мгновенного учета изменения погодных или дорожных условий, а также ведение точного оперативного планирования производственных процессов.

Скоростные автомобильные дороги
Автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях, которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств, и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Слой земляного полотна рабочий
Верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.

Слой земляного полотна улучшенный
Дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.

Слой износа
Тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

Сметная документация (СД)
Часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: 
  • в составе проекта - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы; 
  • в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы; 
  • в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании) - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы (объектные и локальные расчеты - для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет). 
В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта (рабочего проекта) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации.

Совмещенная метеостанция (СМ)
Объект метеоконтроля, представляющий собой совокупность разрозненных метеорологических систем, не объединенных одним контроллером – устройством для сбора и агрегации данных метеорологических датчиков.

Содержание автомобильной дороги
Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Солнечная батарея (СБ)
Объединение фотоэлектрических преобразователей (фотоэлементов) - полупроводниковых устройств, преобразующих солнечную энергию в электрическую энергию.

Солнечная панель (СП)
Объединение фотоэлектрических преобразователей (фотоэлементов) – полупроводниковых устройств, прямо преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток, в отличие от солнечных коллекторов, производящих нагрев материала-теплоносителя. Различные устройства, позволяющие преобразовывать солнечное излучение в тепловую и электрическую энергию, являются объектом исследования гелиоэнергетики (от гелиос греч. Ήλιος, Helios - Солнце). Производство фотоэлектрических элементов и солнечных коллекторов развивается в разных направлениях. Солнечные батареи бывают различного размера: от встраиваемых в микрокалькуляторы до занимающих крыши автомобилей и зданий.

Специализированный прогноз (СП)
Прогноз в том числе включающий прогноз температуры и состояния покрытия автомобильной дороги.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальное программное обеспечение (СПО)
Программное обеспечение, разрабатываемое для решения определенных задач и не предназначенное для решения задач общего характера. В разрезе автоматизированных систем СПО может решать такие задачи, как сбор текущих данных с метеостанций, видеокомплексов, датчиков интенсивности, выдача прогноза и рекомендаций по содержанию, ручному или автоматическому (сценарийному) выводу информации на дорожных информационных табло и знаках и т.д.

Сравнительная оценка риска (СОР)
Процесс сравнения результатов анализа риска с критериями риска для определения приемлемости риска.

Средства индивидуальной защиты работников (СИЗ)
Средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения, к которым относятся: спецодежда, спецобувь, средства защиты глаз и т.п.

Средства коллективной защиты работников (СКЗ)
Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения, к которым относятся: средства защиты от поражения электрическим током, средства защиты от падения с высоты и т.п.

Столбовая трансформаторная подстанция (СТП)
Разновидность комплектных трансформаторных подстанций, предназначенная для обеспечения небольших потребителей (до 63 кВт) электрическим током 220/400 В. Столбовая трансформаторная подстанция состоит из следующих элементов: опора, траверса, масляной трансформатор, распределительное устройство высокого напряжения, траверса распределительное устройство низкого напряжения, шкаф распределительного устройства низкого напряжения, высоковольтного предохранителя и ограничителя перенапряжений.

Строительная площадка
Ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно- монтажных работ.

Схема развития автомобильных дорог
Отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же, как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог.

Табло вызова пешеходов (ТВП)
Устройство, предназначенное для ручного управления светофором на пешеходном переходе. По требованию пешехода ТВП обеспечивает включение зеленого сигнала пешеходного светофора.

Табло переменной информации (ТПИ)
Электронное дорожное светодиодное табло, предназначенное для автоматического информирования водителей о специальных условиях и мероприятиях на трассе, таких как: дорожные пробки, аварии, происшествия, дорожные работы, ограничения скорости на конкретном сегменте шоссе, о сложных или опасных дорожно- метеорологических условиях. В отличие от знака переменной информации (ЗПИ/АЗПИ), табло переменной информации больше используется для вывода текстовой информации.

Техническая поддержка (ТП)
Служба, в которую пользователи продукта или услуги могут обратиться за оказанием технической поддержки по решению возникшей проблемы, а также за получением дополнительной информации по интересующему вопросу. Техническая поддержка организована и для обслуживания сотрудников Компании, и для поддержки внешних клиентов согласно ИДВП 20.0-16 «Регламент работы службы технической поддержки».

Техническое обслуживание (ТО)
Мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ, направленный на поддержание должного уровня технического состояния оборудования.

Технологическая карта на погрузочно- разгрузочные работы (ТК)
Организационно-технологический документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов, подъемников. Состав и содержание ППРк должны соответствовать ФНП " Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" и РД-11-06- 2007.

Технологический процесс (ТП)
Последовательность технологических (обработка, сборка, наладка) и контрольных операций, результатом выполнения которых является создание изделия, или изменение его качественных характеристик.

Транспортно-эксплуатационные показатели дороги
Ряд параметров, определяющих технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др.

Требования охраны труда (ТОТ)
Государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Улица - Автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта.

Управление автомобильных дорог (Упрдор)
Федеральное казенное или бюджетное учреждение, предназначенное для осуществления функций оперативного управления федеральными автомобильными дорогами и искусственными сооружениями на них, закрепленными для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования. Управление является юридическим лицом, наделенным имуществом на праве оперативного управления, находящимся в федеральной собственности, находится в ведении Федерального дорожного агентства.

Управление профессиональными рисками (УПР)
Комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Условия труда (УТ)
Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Устройство управления (УУ)
Элемент системы, предназначенный для сбора информации от периферийных устройств и для управления режимами их работы.

Федеральное Дорожное Агентство (ФДА, Росавтодор)
Федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая управление федеральными автомобильными дорогами. Одним из направлений деятельности является утверждение результатов оценки уязвимости и аккредитации юридических лиц на право проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Федеральный закон (ФЗ)
Нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке или/ федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Физическое лицо (ФЛ)
Субъект гражданского права, (носитель прав и обязанностей), который обладает правоспособностью и дееспособностью.

Фотосолнечная установка (ФСУ)
Комплекс технических средств, предназначенный для автономной выработки электроэнергии с помощью установленных фотосолнечных панелей, расположенных на специально возводимой для этих целей технологической опоре.

Центр управления производством (ЦУП)
Автоматизированный центр управления производством в подрядной организации функцией которого является сбор данных в информационную базу и обеспечение мгновенного учета изменения погодных или дорожных условий, а также ведение точного оперативного планирования производственных процессов.

Человеческий фактор при отказе (ЧФО)
Невыполнение человеком действий, необходимых для достижения цели, независимо от причин.

Ширина проезжей части
Расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии (на дорогах IV, V категорий) - расстояние между внутренними границами обочин.

Шкаф бесперебойного питания (ШБП)
Комплекс устройств, предназначенный для обеспечения оборудования бесперебойным электрическим питанием.

Шкаф питания (ШП)
Комплекс устройств, предназначенный для обеспечения оборудования электрическим питанием.

Шкаф управления (ШУ)
Комплексное устройство, предназначенное для обеспечения автоматизации различных технологических процессов.

Эксплуатационный документ (ЭД)
Конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации изделия и/или отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы.

Электрический прибор (ЭП)
Техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу, которая может выражаться в виде механической работы, выделения теплоты, других видов действий, или предназначенное для обеспечения работы других электроприборов. Термин является устаревшим и в настоящее время используют термины и определения видов (типов) электроприборов: электротехническое изделие, электротехническое устройство, электроустановка, электрооборудование и т.п.

Электронный аукцион (ЭА)
Аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Электрооборудование (ЭО)
Совокупность электрических устройств, объединенных общими признаками: в целом или по частям предназначенные для преобразования, передачи, аккумулирования, распределения или потребления электрической энергии.

Электроустановка (ЭУ)
Установка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств.

Юридическое лицо (ЮЛ)
Организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.