Высотная карта, синоптическая, средняя или климатологическая, на которую нанесены высоты (точнее – геопотенциалы) той или иной изобарической поверхности над уровнем моря (карта абсолютной барической топографии) или над уровнем нижележащей изобарической поверхности (карта относительной барической топографии). На карте проводятся изогипсы – линии равного геопотенциала. На карту барической топографии наносятся иногда и некоторые другие элементы: температура и ветер на данной изобарической поверхности, термический ветер для слоя между двумя изобарическими поверхностями (на картах относительной топографии). Карты барической топографии составляются для главных изобарических поверхностей 1000, 850, 700, 500, 300, 200, 100, 50, 25, 10 мб. Карты барической топографии в совокупности характеризуют пространственное распределение давления и температуры в атмосфере.
Критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.
Особенность общей циркуляции атмосферы в экваториальных широтах, состоящая в том, что в слое от 18-20 до 35 км в течение примерно одного года господствует восточный зональный перенос, а в течение следующего года – западный. К.ц. наиболее отчетливо выражена в зоне 8-10° по обе стороны от экватора и имеет наибольшую амплитуду на уровне 23 км, где средняя продолжительность цикла составляет 26 месяцев. Каждый из зональных переносов появляется раньше всего в верхних слоях, на уровне около 35 км, и постепенно со скоростью 1-1,5 км в месяц распространяется вниз. К тропикам и выше 35 км амплитуда К.ц. убывает, уступая главную роль амплитуде годового периода.
Разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории. Классификация осадков Разделение осадков по структуре и размерам их элементов и по условиям возникновения. Прежде всего это разделение на осадки, выпадающие из облаков, и на наземные гидрометеоры, выделяющиеся на поверхностях земли и предметов. К первой категории относятся дождь, морось, ледяной дождь, снег, мокрый снег, снежная крупа, ледяная крупа, снежные зерна, ледяные иглы, град, ко второй – жидкий налет, иней, твердый налет, изморозь, гололёд.
Статистический режим атмосферных условий (условий погоды), характерный для каждого данного места Земли в силу его географического положения. Этот режим несколько меняется от одного многолетнего промежутка времени к другому, причем такие изменения в историческое время имеют характер колебаний. Уточняя определение, можно сказать, что климат есть статистический режим колебаний состояния атмосферы с короткими периодами (до года), испытывающий колебания с длинными периодами (порядка десятилетий, столетий, тысячелетий). Кроме общего понятия климата, различают еще макроклимат, мезоклимат, или местный климат, и микроклимат.
Исторический период (5000-2500 лет до н.э.), в котором температура воздуха была выше современной на большей части земного шара (в Арктике на несколько градусов, в умеренных широтах на 1-1,5°). Характеризовался сильным отступанием ледников, таянием ледяных щитов и повышением уровня океана.
Укрупнение облачных капель вследствие их столкновения и слияния. Это приводит к превращению мельчайших облачных элементов в меньшее число более крупных элементов и в конечном счете к возможности выпадения укрупненных элементов из облака в виде осадков. Можно говорить и о коагуляции элементов тумана. Может приводить к выпадению малозначительных осадков из водяных (капельных) облаков. Выпадение осадков из смешанных облаков (состоящих из переохлажденных капель и кристаллов) происходит при переконденсации.
Дорожные машины со съемным навесным оборудованием, предназначенные для всесезонного использования по содержанию автомобильных дорог с асфальтовым и бетонным покрытием. В летний период машины используются с поливомоечным оборудованием для мойки и поливки дорожных покрытий и поливки зеленых насаждений. В зимний период машины используются с пескоразбрасывающим оборудованием для посыпки инертными материалами или антигололедными реагентами поверхности тротуаров и дорог, а также для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега плужно-щеточным оборудованием.
Метод сетевого управления с использованием комбинации временно-зависимого или транспортно-зависимого управления в сочетании с локальной коррекцией программы регулирования на светофорном объекте в зависимости от параметров транспортного потока, измеряемого детекторами транспорта. ГОСТ Р 71096—2023
Многокомпонентные твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе совокупность не менее одного химического противогололедного реагента и не менее одного фрикционного материала. Источник: ГОСТ 33387-2015
Электроустановка, предназначенная для приема, преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии в системах электроснабжения потребителей сельских, поселковых, городских, промышленных объектов. Состоит из силовых трансформаторов, распределительного устройства, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений.
Объект, включающий в себя автоматическую дорожную метеостанцию и видеокомплекс, комплекс средств электроснабжения, элементы крепления оборудования, специализированное программное обеспечение и мачту для его размещения.
Электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии в системах электроснабжения различных потребителей. Состоит из силовых трансформаторов, распределительного устройства, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений. ТП классифицируются на понижающие и повышающие.
Графические и текстовые документы, которые, в совокупности или в отдельности, определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, эксплуатации, ремонта и утилизации.
Датчик предназначен для измерения концентрации соли, толщины слоя воды, снега, льда, на поверхности дороги. Устанавливается заподлицо с поверхностью покрытия дороги.
Две или более подфазы, которые при одновременном включении вызовут движение транспорта по направлениям, имеющим конфликтные пересечения. ГОСТ Р 71096—2023
Метод сетевого управления, предусматривающий синхронизацию включения сигналов светофоров с целью сокращения числа остановок и задержки транспортных средств. ГОСТ Р 71096—2023
Часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.