Экодуки – зелёные коридоры для диких животных

Автомобильные дороги соединяют города и людей, но создают препятствия для диких животных. Для последних строят специальные сооружения – экодуки.

Мост для животных в Канаде.jpg

Экоду́к – мост или тоннель, служащий для перехода животными через проезжую часть. Экодуки сохраняют единство среды обитания животных и снижают вероятность их появления на дороге. С их помощью олени, кабаны, лисы, змеи и даже крабы могут свободно и безопасно для себя и участников движения перемещаться между ареалами.

Мост для красных крабов в Австралии.jpg

Первый в России надземный экодук построили на 170-м километре трассы М-3 «Украина» в Калужской области в 2016 году. На экодуке разместили систему видеонаблюдения для отслеживания перемещения животных и появления браконьеров. На искусственном сооружении создали метровый слой грунта, на котором высадили траву, кусты и деревья. Переход отгородили шумозащитными экранами для большего комфорта животных.

Экодук на трассе М-3.jpg

В 2020 году Росстандарт утвердил первый национальный стандарт, регулирующий требования к строительству экодуков – ГОСТ Р 58947-2020. Документ разработали в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (ранее – «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). Его цель – снижение экологического ущерба от гибели представителей фауны и снижения риска ДТП при столкновении с ними транспортных средств.

Туннель для животных под хайвеем в Финляндии.jpg

Количество безопасных биопереходов в России растёт. Так, госкомпания «Автодор» планирует возвести 12 экодуков на новой трассе М-12 "Москва-Казань". Всего же на магистралях «Автодора» оборудовано 257 таких сооружений (по состоянию на конец 2020 года).

Экодуки – это специально оборудованные искусственные сооружения (ИС). Структура дорожной основы и метеоусловия на них всегда отличаются от таковых на прилегающих участках дорог. Это делает ИС узкими местами в организации дорожного движения, точками повышенного риска ДТП с потенциально более опасными последствиями. Для мониторинга и содержания ИС на автомобильных дорогах мы разработали готовое решение – АСМОСТ.