Мы в СМИ: газета«Транспорт России»: «От импортозамещения – к цифровому суверенитету»

15.12.2022


Путь длинный, но пройти его надо

Представители бизнеса и экспертного сообщества в области цифровых технологий на транспорте из более чем 40 субъектов страны приехали в Москву, чтобы принять участие в 7–м форуме–выставке «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта» и обсудить применение отечественных технологий и новейших разработок в области ИТС.

Ключевое отраслевое событие, организованное ассоциацией «Цифровая эра транспорта», прошло при поддержке и участии Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Государственной думы РФ, представителей региональных властей, объединений и ассоциаций, ведущих отечественных компаний – поставщиков технологических решений в области ИТС и цифровых технологий на транспорте.

Заграница нам не в помощь

– Всего несколько лет назад мы только начинали разбираться в понятии «интеллектуальные транспортные системы», а сегодня уже на практике – в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» – реализуем программы внедрения ИТС в городских агломерациях, – отметил первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы РФ Сергей Тен. – Погружение в тему идет в каждом субъекте Российской Федерации, и если в прошлом году этим вопросом занимались 24 региона, то сегодня таких субъектов уже 42. Но это не значит, что в остальных регионах внедрению ИТС никакого внимания не уделяется. Проект реализуется в 84 субъектах Российской Федерации, в 105 агломерациях. Просто уровень зрелости ИТС на территориях разный. Тем не менее в большинстве регионов уже есть свои, вполне серьезные наработки, которые готовы к презентации. Пришла пора начинать работы по созданию региональных центров дорожного движения, модернизации светофорных объектов, усилению контроля за движением общественного транспорта, формированию оптимальной маршрутной сети.

Термин «импортозамещение», по мнению многих экспертов, неверный, поскольку он подразумевает замену того, что уже сделано конкурентами за границей. Поэтому отечественные разработки обречены на отставание. Речь нужно вести о цифровом суверенитете, когда есть возможность самостоятельно разработать и произвести то, что обеспечит нашей стране информационную и технологическую независимость. На данный момент, как гласит статистика, Россия по объему занимает всего лишь около 1% мирового IТ–рынка, поэтому с точки зрения скорого и прогрессивного изменения ситуации в лучшую сторону необходимы серьезные инвестиции в отрасль, чтобы таким образом загнать конкурентов в угол.

И все же надо отметить, что на данный момент уже есть и активно используются отечественные ИТС–системы и необходимая для них инфраструктура. Доказательством тому стала приуроченная к форуму экспозиция, о которой первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин высказался так:

– Отрадно, что подавляющее большинство представленных на выставке образцов продукции – результат труда отечественных разработчиков, промышленности, степень локализации которой на сегодняшний день составляет свыше 70%. Это серьезный рывок в развитии наших высоких технологий за последние несколько месяцев, поскольку до введения всевозможных санкций, в том числе по ограничению поставок оборудования, программного обеспечения, мы не в должной мере были озабочены такими вопросами. Поэтому в отличие от прошлогоднего форума цель нынешнего – понять и оценить то, что мы уже имеем в части отечественной цифровой инфраструктуры, софта и программного обеспечения, и наметить перспективы развития этих ключевых направлений. Добавлю, что для меня как представителя бюджетного комитета чрезвычайно важно наличие в этой большой ИТС–программе места, отведенного под цифровизацию проектно–сметной документации, расходов, связанных с финансированием транспортной отрасли.

Максимум задач – минимум внимания

В 2023 году исполнится 15 лет с тех пор, как в Ярославле на базе группы компаний «Ангстрем» сформировалось направление светодиодного оборудования ITLINE. Именно в 2008 году было принято решение о развитии инновационного оборудования светоиндикации.

Работы начались с создания элементарных бегущих строк на основе персональных разработок. Печатные платы для оборудования изготавливались и тестировались инженерами собственноручно. Стремительное развитие компании позволило в 2010 году открыть новые направления деятельности. На производственной базе ITLINE стали выпускать первые модели табло для АЗС, банковских операций. А сегодня легче назвать те города России, где не используется продукция ITLINE, чем те, где она внедрена и успешно функционирует.

ITLINE – одна из ведущих отечественных компаний по созданию комплексных решений для пассажирского транспорта. Решения эти необходимы для онлайн–мониторинга пассажирского транспорта, отслеживания пассажиропотока, контроля трудовой дисциплины водителя, повышения безопасности и улучшения сервиса пассажирских перевозок и т. д.

– Наш основной продукт – системы информирования для транспортной отрасли, – пояснил руководитель коммерческого отдела компании ITLINE Петр Перанцев, – мы ведем информационную поддержку пассажиров от начального до конечного пункта их следования. Взять, к примеру, транспортное табло на остановочном пункте: мы информируем пассажира вплоть до минуты, когда следует ожидать транспортное средство, следующее по нужному маршруту. Пассажир может получить и звуковое оповещение. Это удобно для людей с ослабленным зрением, инвалидов, а также для туристов, которые плохо знают город.

При возникновении чрезвычайной ситуации прямо на остановке, нажав кнопку «112» и связавшись с оператором, можно вызвать службу спасения.

Системы информирования пассажиров установлены также внутри пассажирского транспорта. Не менее важно и то, что информационные сообщения могут быть привязаны к геопозиции, то есть воспроизводиться на определенном участке по пути следования транспорта, а также быть привязаны, например, к определенной дате, диапазону дат. Система позволяет облачно, без подключения к информатору загрузить обновление маршрутов, сообщить о добавленных и новых.

Создание комплексов фотовидеофиксации (ФВФ), способных решить максимум задач для обеспечения безопасности дорожного движения и при этом требовать минимум внимания к себе за счет бесперебойности и надежности оборудования, – главная цель, которую ставит перед собой российский разработчик и производитель программных и аппаратных решений из Перми ООО «Технологии безопасности дорожного движения» (ТБДД).

– Мы выпускаем оборудование семейства «Азимут», – пояснил представитель ООО «ТБДД» Игорь Гончаров. – Сейчас предприятие производит уже четвертое поколение этого оборудования. Мы разрабатываем само изделие, пишем для него программное обеспечение и сами же его производим.

ООО «ТБДД» на рынке с конца 90–х – начала 2000–х годов, хотя на тот момент входило в состав другого предприятия. Первое изделие, созданное разработчиками компании, начало функционировать в Пермском крае еще в 1999 году. Это автоматический видеофиксатор с измерением скорости по видеокадру. Затем появились приборы, фиксирующие проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд за стоп–линию, нарушение правил парковки и стоянки, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, невыполнение требований дорожных знаков и т. д. Начинали с аналогового оборудования. Выпускали его до 2012 года. Затем начали производить IP–устройства.

Что касается комплексов семейства «Азимут», то они обеспечивают целостный подход к повышению уровня безопасности дорожного движения. Оборудование фиксирует широкий спектр нарушений ПДД. Комплексы могут быть оперативно переустановлены в течение всего срока эксплуатации на любой участок улично–дорожной сети и перенастроены на ставшие актуальными типы нарушений. Один стационарный комплекс семейства «Азимут» заменяет собой ряд комплексов ФВФ, предназначенных для различных конкретных типов нарушений ПДД.

Компания представила на своем стенде программно–технический комплекс последнего поколения для контроля за дорожной обстановкой «Азимут 4». В перечне возможностей комплекса – фиксирование 16 типов нарушений ПДД, из них 12 типов одновременно, распознавание до 98% государственных регистрационных знаков из общего количества чистых и неповрежденных, распознавание типов транспортных средств и перевозимых грузов, работа в режиме 24/7 и многое другое.

На стенде компании АО «СМАРТС» из Самары были представлены новые инновационные решения для цифровизации автодорожного комплекса как инфраструктурной основы для ИТС. На рынке телекоммуникационной и ИТ–отрасли компания уже 32 года. Будучи одним из первых операторов сотовой связи, до 2015 года СМАРТС имела 4 млн абонентов в 16 регионах страны.

– После продажи мобильного бизнеса мы продолжили заниматься связью, но уже в дорожной отрасли, – пояснил вице–президент по развитию бизнеса АО «СМАРТС» Дмитрий Багдасарян, – являемся инициаторами, инвесторами и исполнителями автодорожной телекоммуникационной инфраструктуры по инновационной технологии в обочине автомобильных дорог до основных населенных пунктов Самарской области.

Достижения компании – снижение в 2–3 раза затрат на строительство и эксплуатацию волоконно–оптических линий связи, в такой же прогрессии увеличение скорости строительства. На данный момент построено 1,5 тыс. км линейно–кабельных сооружений для волоконно–оптических линий связи. В смену можно уложить до 3 км кабеля без остановки дорожного движения.

От идеи создания программно–аппаратного комплекса до его утилизации после отведенного срока службы – таков диапазон деятельности ведущей научно–производственной компании «Минимакс–94», которая одной из первых в России начала заниматься вопросами дорожной метеорологии.

Идея создания на автодороге первой в своем роде метеосистемы для снижения аварийности, информирования водителей о ситуации на дорогах возникла в 1994 году. Идея прижилась и получила развитие. За почти 30 лет существования предприятие стало центром группы компаний. Сегодня «Минимакс–94» работает по нескольким направлениям. Основное – автодорожная метеорология. Она охватывает федеральные, региональные дороги, является основной составной частью программ ИТС в городских агломерациях.

Второе направление – метеообеспечение сельского хозяйства, для которого «Минимакс–94» предоставил новый программно–аппаратный комплекс, связанный со спутниками. С их помощью аграрии всегда в курсе того, что творится на полях, как идут посевная или сбор урожая, контролируются регулярность полива, своевременность удобрения почвы и т. д.

Третье направление – содержание всей метеосистемы ОАО «РЖД» от Владивостока до Калининграда. Она включает в себя свыше 2 тыс. постов, которые раз в полгода проверяют инженеры региональных центров компании.

– Сейчас мы разрабатываем инновационный проект опять же в области метеорологии в системе РЖД, – рассказал руководитель региональных проектов компании «Минимакс–94» Владимир Гнездилов. – Работы скоро завершатся, и, надеюсь, на следующем форуме–выставке мы презентуем проект.

ИТС регионов связать воедино

Свое мнение о процессе внедрения в регионах отечественных цифровых решений, разработанных на основе государственной информационной системы «ЭРА–ГЛОНАСС», высказал директор коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС» Леонид Парамонов. Он сообщил, что из 85 субъектов порядка 20% обладают хорошо развитой цифровой транспортной инфраструктурой.

Процесс начался в 2012–2013 годах, во время создания региональных навигационно–информационных систем в рамках МТК «Север – Юг», «Восток – Запад», по территориям которых проходят автомобильные маршруты.

– Когда анализировали работу региональных информационных систем за последние несколько лет, стало понятно, что, к сожалению, во многих регионах этот процесс прошел формально, во многих субъектах навигационно–информационные системы были номинальными – созданы на бумаге или в виде программных продуктов, которые не обновлялись, – отметил Леонид Парамонов. – Поэтому сегодня в некоторых регионах мы наблюдаем разрозненность информационных систем – отдельные решения на базе региона, города, муниципалитетов, транспортных предприятий, которые абсолютно не связаны между собой. Если мы хотим построить полноценную единую связь ИТС, то необходимо обеспечить централизацию данных. Для решения этой задачи используются возможности системы «Мониторинг ЭРА», созданной на базе «ЭРА–ГЛОНАСС». К примеру, благодаря выполнению новых правил перевозки пассажиров и опасных грузов, которые вступили в силу с 1 сентября 2021 года, нам удалось в корне изменить ситуацию, оптимизировать работу навигационно–информационных систем в субъектах для повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности движения машин с опасными грузами. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2216 мы обеспечили централизованную передачу данных как в Ространснадзор, так и в местные информационные системы. Сегодня информация также ретранслируется в более чем 400 региональных, муниципальных и корпоративных навигационно–информационных систем. На местах полученные данные используются для принятия управленческих решений, обеспечивая высокий уровень транспортной доступности. К примеру, информация о прибытии общественного транспорта может транслироваться на электронных табло или загружаться в специальных приложениях, тем самым пассажиры могут планировать свой маршрут.

Свое видение развития сервисов ИТС в регионах высказал и директор направления департамента формирования и развития продуктового предложения ПАО «Ростелеком» Дмитрий Марков. Он отметил, что быстрое внедрение цифровых технологий во всех субъектах страны одновременно невозможно. Но вполне по силам сосредоточиться на чем–то конкретном, что может прижиться в большинстве субъектов, городских агломераций. Это, к примеру, снижение ДТП, сокращение времени поездки, разгрузка основных и вылетных магистралей, управление транспортом в часы пик и т. д.

– Каждый регион должен определиться, что ему необходимо сделать и какие на это есть возможности, а затем двигаться дальше в этом направлении, – отметил Дмитрий Марков. – Исходя из опыта работы нашей компании, могу с уверенностью сказать, что вполне подготовленными в этой связи во многих регионах являются АСУДД. Самое главное, что этот кластер дает быстрый эффект, который чувствуют граждане.

В числе других приоритетных сервисов ИТС в регионах – информирование участников дорожного движения, контроль за коммунальной техникой, содержанием дорог, искусственных сооружений, метеомониторинг и т. д.

Были также представлены некоторые уже реальные данные, свидетельствующие об эффективности систем ФВФ в городах с населением свыше 1 млн человек. Это сокращение числа погибших в ДТП на 31%, увеличение собираемости штрафов до 71% от числа зафиксированных комплексами ФВФ нарушений, увеличение пропускной способности общественного транспорта на 12%.

Время на услугу сократится втрое

Цифровая трансформация отрасли – это масштабная задача, на решение которой направлены усилия всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федерального дорожного агентства.

– Мы вплотную подошли к внедрению искусственного интеллекта, занимаемся технологиями информационного моделирования, – отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, – идет проработка решений, связанных с переводом государственных информационных систем Росавтодора на платформу «ГосТех». На ней можно быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы.

Приоритетными направлениями в работе Росавтодора являются внедрение платформы обратной связи, создание витрин данных, выдача разрешений в электронном виде, создание мобильного приложения, интеграция с системой контроля дорожных фондов (СКДФ), созданной ФАУ

«РОСДОРНИИ» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Система содержит актуальную базу автомобильных дорог, сводит данные о дорожных работах, закупках, ДТП, включая статистические и аналитические инструменты расчета аварийных участков и т. д.

Один из примеров перевода услуги полностью в электронный вид – выдача специальных разрешений. Теперь срок оказания услуги вместо 15 составляет 9 дней. Процесс стал более прозрачным, исключает посредническую составляющую, а планирование перевозчиков и грузовладельцев становится прагматичным, что влияет на эффективность их работы и благоприятно скажется на стоимости товаров и услуг. В 2023 году планируется сократить сроки предоставления услуги до 4 дней, организовать выдачу специальных разрешений по всем автомобильным дорогам Российской Федерации по принципу «единого окна».

Прогрессивным шагом, который был сделан за последний год, стало издание нового варианта методических рекомендаций по внедрению ИТС в городских агломерациях.

Стандарта нет, образование на нуле

Вместе с тем нерешенным остается такой важный вопрос, как отсутствие утвержденной программы стандартизации в сфере ИТС, несмотря на неоднократную констатацию этого факта.

– Такая ситуация абсолютно недопустима, поскольку двигаться дальше по пути развития такого сложного направления, как ИТС, без четкой правовой основы – все равно что, прошу прощения, тыкаться в темноте, – подчеркнул председатель Технического комитета по стандартизации ТК–418 Николай Быстров. – Не менее важными являются профильное образование и как его часть – повышение квалификации специалистов, работающих в этой сфере. Воплощенным в жизнь примером для решения столь важной задачи является создание ассоциацией «Цифровая эра транспорта» Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем, где можно ознакомиться с оборудованием, на площадке центра организовывать различные образовательные мероприятия – не только для тех, кто уже занимается ИТС, но и для студентов.

Отсутствие должного дорожного образования, отметил Николай Быстров, тема очень болезненная, поскольку ИТС является чуть ли не основной наукоемкой и быстроразвивающейся его частью. Поэтому Минтрансом России принято решение о создании на базе Российского университета транспорта Академии дорожного хозяйства, и, что самое главное, это будет не просто очередная ячейка дорожного образования. В стране и так более 60 вузов готовят дорожников, но уровень образования, который необходим сегодня, очень отстал от нынешних реалий, особенно по части ИТС. Достаточно сказать, что основная часть соответствующей образовательной литературы написана до 2010 года и не содержит никакой информации о технической революции, произошедшей в нормативной базе дорожной отрасли. Кстати, полной информации по этому направлению нет и в учебниках, изданных в относительно недалеком прошлом.

Новое лицо дорожника

Продолжая тему образования, проректор Российского университета транспорта Татьяна Марканич сообщила, что 1 сентября 2022 года приказом ректора РУТ (МИИТ) создана Академия дорожного хозяйства. Основная ее задача – организация отраслевого учебно–методического центра, где формировались бы все основные компетенции, которыми должен обладать выпускник, намеренный свою дальнейшую деятельность связать с дорожным хозяйством.

Основным документом для образовательной организации, которая приступает к формированию соответствующей программы, является федеральный государственный образовательный стандарт. Но, как уже было сказано, такого стандарта, предусматривающего именно компетенции по ИТС, сегодня нет.

– Исходя из этого мы пока что не вполне понимаем, какой специалист какими компетенциями, умениями, знаниями должен обладать, придя в организацию, деятельность которой связана с ИТС, – подчеркнула Татьяна Марканич. – Но работать надо, и со своей стороны я обещаю, что мы будем организовывать конференции, «круглые столы» для профессионалов, формировать комплекс компетенций, необходимый для образовательного процесса в области ИТС.

Создание Академии дорожного хозяйства обусловлено не столько необходимостью появления в РУТ (МИИТ) новой образовательной площадки, сколько предоставлением помощи всем 60 вузам страны, где готовят дорожников. Поэтому в ближайшее время будет подписано соглашение между РУТ (МИИТ) и несколькими ведущими российскими дорожными вузами, которые в недалекой перспективе должны сформировать новое лицо дорожного образования.

*   *   *

Информационными партнерами форума выступили газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»