Все под контролем

Все под контролем

Все под контролем

Использование передовых технологий в мониторинге дорожной сети Специалисты российской компании АО «Минимакс-94» разрабатывают, тестируют и эксплуатируют новейшее уникальное оборудование для сбора метеорологической информации о состоянии дорог.

Польза

Постоянное обсуждение профессиональным сообществом вопросов организации работ по содержанию автомобильных дорог подчеркивает остроту этой темы. Результат мероприятий важен как для отдельных пользователей автодорог, так и в целом для эффективности транспортной системы России. Этот же результат, но, с другой стороны, важен для производителя работ, так как определяет его способность в условиях ограниченного финансирования поддерживать требуемый уровень содержания автодорог.


Комплекс управления работами по содержанию дорог базируется на информационных потоках. Качество информации в каждом потоке является важнейшей составляющей эффективного использования финансовых и материальных ресурсов. Например, нормы расхода противогололедных материалов для ликвидации уже образовавшегося гололеда составляют 30–50 г реагента на 1 кв. м, а предварительная обработка поверхности, не позволяющая снежной массе прилипнуть к покрытию и предупреждающая образование гололеда, требует 5–15 г на 1 кв. м. Кроме того, расход материалов сокращается и за счет временной и геофизической локализации проблемных участков.

АСМО

Сегодня никого не надо убеждать в необходимости автоматизированной системы метеорологического обеспечения (АСМО) на дорожной и уличной сети. В значительной мере развитию АСМО также способствует действующий национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Квалифицированное использование АСМО на автомобильной дороге снижает количество ДТП и повышает транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги при сохранении затрат на постоянном уровне.

Многолетние собственные наблюдения на ряде федеральных дорог («Россия», «Каспий», «Холмогоры», «Балтия», «Кола»), а также анализ отзывов эксплуатирующих организаций показывают высокую эффективность АСМО. Достигается снижение прямых затрат на зимнее содержание дорог за счет уменьшения расхода противогололедных и горюче-смазочных материалов на 10–25%, за счет более рационального использования техники и рабочей силы — на 10–15%. Общехозяйственный эффект за счет снижения количества ДТП и пострадавших в них, увеличения средней скорости движения и сокращения сроков доставки грузов оценивается в 15–20 млн рублей в год на 100 км дороги.

Значительный эффект достигается только при использовании данных АСМО в процессе подготовки управленческих решений.

Данные должны быть:

• достоверными, однозначно характеризующими состояние погоды и поверхности автодороги;

• своевременными, поступающими без задержек и перерывов;

• соответствующими требованиям математических моделей, которые применяются для расчетов прогнозов, подготовки предупреждений и рекомендаций;

• адаптированными к восприятию, легко и просто представляющими дорожную ситуацию на конечном устройстве пользователя, вызывая доверие.

АСМО относится к классу автоматических цифровых информационных систем и имеет традиционную для этих систем архитектуру. В нее входят полевые устройства в виде автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС), блоки передачи данных, блоки хранения и обработки данных, расчетные блоки, а также блоки предоставления данных пользователям и управления исполнительным оборудованием, установленным на автодороге. Блоки имеют свои особенности в зависимости от устанавливаемых пользователем требований и эксплуатационных условий.

Целостность и масштабируемость системы определяется единым протоколом обмена данными. Следование этому условию значительно облегчает дальнейшее развитие системы и интегрирование различного оборудования.

АДМС состоит из датчиков, блока обработки данных и блока передачи данных. Набор датчиков определяет параметры, которые измеряет станция.

 

В большинстве случаев это:

• Температура воздуха;

• Влажность воздуха;

• Давление;

• Тип и интенсивность осадков;

• Скорость и направление ветра;

• Температура на поверхности автодороги и в дорожной одежде;

• Состояние поверхности автодороги: сухо, лед, снег, влага;

• Наличие противогололедных материалов и толщину отложений на поверхности.

Датчики установлены на опоре и должны быть расположены строго определенным образом, описанным в нормативных документах. Это накладывает ограничения на датчики, которые можно использовать для построения системы. Применение компактных метеорологических блоков (все датчики в одном блоке), получивших распространение в последнее время, значительно искажает картину прогнозов из-за того, что невозможно установить датчики температуры и влажности воздуха и датчики осадков и ветра на различных высотах. Это приводит к ошибкам при расчете параметра «точки росы».

Применение бесконтактных датчиков дороги будет приводить к отсутствию данных о температуре в дорожной одежде, необходимых модулю расчета заблаговременных рекомендаций. Поэтому бесконтактные датчики можно использовать только как дополнительные к датчикам, установленным на поверхности и в дорожной одежде. Нарушение в типах применяемых датчиков будет приводить к снижению экономической эффективности использования АСМО в целом.

О компании

АО «Минимакс-94» — уникальная для России компания полного цикла. Мы разрабатываем и оборудование, и программное обеспечение, производим, устанавливаем, эксплуатируем системы, обучаем персонал эффективным методам работы.

Наша специализация — изобретение и производство датчиков, достоверно определяющих важные параметры быстро меняющейся окружающей среды. В работе в основном используется отечественное оборудование, часть из которого не имеет аналогов в мире. Это гарантирует независимость от внешних факторов и разумное ценообразование.

Примером может быть наш новейший датчик оптической дальности видимости ДОВ-02 «Сыч». Это первый в России автономный дорожный нефелометр, который обеспечивает непрерывное измерение метеорологической оптической дальности (МОД), ее регистрацию и обработку.

Датчик имеет привлекательную стоимость для рынка дорожного оборудования, при этом отличается низким энергопотреблением и компактными размерами. Несмотря на свои размеры, датчик демонстрирует высокую точность измерений благодаря стабилизации интенсивности пучка излучения, а также контролю и компенсации загрязнения окон оптического тракта.

Не менее интересным является наш пилотный проект на одном из мостовых переходов федеральной трассы М-8 «Холмогоры», где мы испытываем систему контроля изменения уровня воды. Решение на основе ультразвукового датчика предназначено для автоматического измерения уровня воды в подмостовом пространстве и передачи информации о критических изменениях диспетчеру для оперативного принятия мер.

Мы также создаем алгоритмы и программное обеспечение, анализирующие огромные объемы данных, чтобы пользователь ясно представлял картину для своевременного принятия верных, экономически выгодных решений.

Мы реализуем проекты с учетом конкретных требований заказчика, тщательно изучая его потребности и гибко реагируя на спрос. Сочетание этих факторов позволяет нам создавать оптимальные решения для любых задач.

Стратегически «Минимакс-94» стремится развивать собственные технологии с учетом принципов шестого технологического уклада. Это уклад, в котором преобладают информационные технологии, искусственный интеллект, машинное зрение, новые материалы. Создание инновационных продуктов уже невозможно без использования и интеграции этих технологий, позволяющих снизить энергоемкость и материалоемкость производства, обеспечить эргономичность и экологичность. Большое внимание со стороны

«Минимакс-94» уделяется проведению обучающих семинаров с пользователями системы и тренингов. С 2009 года мы обучаем сотрудников подрядных организаций новым технологиям на местах. В ходе таких встреч пользователи системы получают практические навыки применения данных центра управления производством, высказывают свои пожелания к системе. Это позволяет совершенствовать систему.

 Для оказания технической поддержки также действует круглосуточный телефон «горячей линии». Кроме того, мы являемся разработчиками специализированных учебных курсов по программам дополнительного профессионального образования.

Наиболее актуальным периодом проведения обучающих мероприятий традиционно является осень — время активной подготовки к зимнему периоду содержания автомобильных дорог. Несмотря на действующие ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции, мы продолжаем вести подготовку специалистов с соблюдением всех мер предосторожности, в том числе в дистанционном формате.