Разработан первый российский радиоканальный датчик измерения температуры дороги

15.03.2024

Первый российский радиоканальный датчик измерения температуры дороги запущен в серийное производство. Его задача — круглый год обеспечивать дорожные службы необходимыми данными о температуре дорожного полотна на нескольких глубинах.

В дорожном секторе нашей страны активно развиваются собственные передовые технологии, обеспечивающие безопасность дорожного движения в любое время года. Особенно эти технологии востребованы зимой, когда погодные условия затрудняют работу дорожных служб.

Поэтому для оценки состояния дорожного (покрытия путем фиксации факторов: скользкость, влага, снег, снежно-водяная шуга, накат), и для формирования рекомендаций по содержанию, специалисты обращаются к возможностям дорожной метеорологии.

Значительная часть федеральных и региональных дорог страны оборудованы автоматическими системами метеорологического обеспечения (АСМО), в которой ведущую роль занимают автоматические дорожные метеостанции (АДМС). В состав АДМС включены специализированные датчики, измеряющие температуру поверхности и температуру внутри дорожной одежды.

Температура дорожного полотна, и ее прогноз, во многом определяют выбор материалов, технологий и времени выполнения работ по содержанию. Она также определяет транспортно-эксплуатационное состояние автодороги: в летнее время — несущую способность, зимой — влияет на сцепление колеса с автодорогой.

Состав АДМС постоянно развивается. Для обеспечения дорожных служб необходимыми данными в течение всего года, в серийное производство вышел первый отечественный радиоканальный автономный измерительный прибор, который регулярно измеряет температуру дорожного полотна на нескольких глубинах.

ДСДР – 01 – датчик состояния дороги радиоканальный.  Это первый отечественный радиоканальный датчик состояния дороги (ДСДР-01) производства компании АО «Минимакс-94».

Конструктивно датчик ДСДР-01 представляет собой единый моноблочный прибор, внешне похожий на хокейную шайбу. Он состоит из электроизмерительного и радиочастотного узлов с электропитанием от встроенной батареи. В верхней и нижней части корпуса устройства на расстоянии 50 мм друг от друга расположены встроенные температурные сенсоры. Дополнительный внешний сенсор температуры вынесен кабелем на 30 см от нижней поверхности корпуса.

При эксплуатации датчик ДСДР-01 монтируется в дорожное полотно и измеряет температуру в точках соприкосновения датчика с объектом измерения. В качестве чувствительных элементов, как правило, используются резистивные элементы на основе благородных металлов. Элементы воспринимают температуру в точке касания и изменяют электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Значение электрического сопротивления передается в систему для дальнейшей обработки.

Датчик ДСДР-01 измеряет температуру на поверхности дорожного полотна и под поверхностью на глубинах 50 и 300 мм (в зависимости от исполнения). Дальность связи между датчиками и интерфейсным модулем зависит от скорости передачи данных, от характеристик применяемой в модуле антенны, места ее установки и условий местности, и может достигать до 500 м в условиях прямой видимости. Эти данные необходимы для создания математической модели прогнозирования состояния и износа автомобильной дороги.

Данные с АДМС передаются в единую информационную систему «Центр управления содержанием автомобильных дорог» (ЦУСАД), которой пользуются Росавтодор и диспетчерские службы его подрядных организаций. ЦУСАД интегрирует данные АДМС, информацию Росгидромета и других источников и вырабатывает специализированный прогноз для каждого участка дороги.

Датчик внесен в Государственный реестр средств измерений Федерального агентства по гии. Регистрационный № 89805-23 от 25.08.2023г.

Смотреть скан статьи>>