Какой путь преодолела дорожная метеорология в России?

Какой путь преодолела дорожная метеорология в России?
Если еще двадцать лет назад современной дорогой считалась лишь та, на которой был ровным слоем уложен асфальтобетон, то сегодня на первый план вышли элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Концепция ИТС рассматривает движение транспорта как единую систему: «человек — транспортное средство — транспортная инфраструктура». К инфраструктуре при этом относятся не только дорожная сеть с дорожными знаками, разметкой, светофорами и другими атрибутами, но и информационные системы, системы контроля, связи, управления, обработки информации, обменивающиеся данными в реальном времени. Все они комплексно делятся на подсистемы.

Одной из таких подсистем, основное назначение которой — сбор, обработка, хранение и передача данных о метеорологической и экологической обстановке на трассе, необходимых для обеспечения функционирования других сервисов и подсистем ИТС, является подсистема метеомониторинга (ПММ).

Диспетчерские службы, благодаря полученным с ПММ данным, прогнозируют образование на дороге снежных заносов, наката и гололедицы. Весной определяют сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения тяжеловесного транспорта,
связанные с паводками и оттаиванием грунта.

Подсистема ПММ, которая сейчас стремительно развивается и разрастается целым списком ГОСТов, — это всем нам знакомая автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО). Разница между ними заключается лишь в том, что если ПММ собирает и передает данные диспетчеру, то АСМО на основе этих и других данных рассчитывает прогнозы, формирует предупреждения и выдает
рекомендации.

Базовым элементом АСМО является автоматическая дорожная метеорологическая станция (АДМС). В состав АДМС входят датчики, отслеживающие изменяющиеся параметры окружающей среды: температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, температуру на поверхности и в глубине дорожного покрытия, тип и интенсивность осадков, дальность видимости и др.

30 лет назад эффективность ПММ вызывала сомнения у дорожников, но сегодня аппаратные комплексы и программные средства для управления содержанием автодорог внедрены практически на всех федеральных трассах страны.

Началось все в 1994 году, когда была создана компания АО «Минимакс‑94» целью которой было улучшить систему содержания автодорог, внедрив оборудование метеомониторинга. Председатель Совета директоров АО «Минимакс‑94» Виктор Шалашов вспоминает, как после длительных переговоров в сентябре 1995 года Федеральное дорожное агентство дало компании зеленый свет на установку трех метеостанций на трассе «М‑5». Условия работы были в буквальном смысле полевыми — для того, чтобы метеостанции могли передавать данные, им приходилось прокладывать линии связи в виде литой пары, подключая провода к телефонной станции или к телефонному распределительному щиту.

Затем работа была продолжена на трассах «Россия», «Волга» и других.
И уже первые, может быть несколько примитивные, результаты показали заинтересованность дорожников в использовании метеоданных для определения условий движения, прогнозирования скользкости за 1–4 часа до его возникновения. Это в корне меняло подходы к зимнему содержанию дорог, позволяя применять превентивные меры по предупреждению скользкости покрытия. 

Дорожники также отметили снижение прямых затрат на зимнее содержание дорог за счет уменьшения расхода противогололедных и горюче-­смазочных материалов, а также более рационального использования техники и рабочей силы.

Таким образом, «Минимакс‑94» смог реализовать свою идею, внедрив систему метеорологического обеспечения на дорогах России. Более того, с годами компания вышла на полный цикл выполнения работ по созданию автоматизированных систем метеорологического обеспечения дорожной отрасли. 

Автоматические дорожные метеостанции производства базируются на принципе модульной системы. Для выполнения задач заказчика можно подключить любые датчики. После подключения станция не требует участия человека, а при отключении или перебоях питания станция автоматически переходит на резервные источники. Закономерно, что большинство эксплуатируемых АДМС на трассах страны именно этого производителя, что неудивительно, учитывая особые условия дорог и климата в стране, на которые компания обращает особое внимание.

В следующем году компания отметит 30‑летие. За эти годы компания разработала и зарегистрировала десять образцов метеорологических и дорожных датчиков, три устройства сбора данных; создала оригинальные комплексные метеостанции, которые беспрерывно передают данные на специализированную цифровую платформу; установила более 3500 объектов по всей стране и открыла 33 региональных представительства.

«Минимакс‑94» ежегодно выпускает в серийное производство новые решения для ИТС. Сейчас в стадии разработки ультразвуковой датчик скорости ветра, который позволит более точно определять скорость и направление ветра; лазерный датчик состояния дороги и радиоканальный — их применение позволит не портить дорожное полотно; датчик состояния уровня воды, предназначенный для контроля уровня воды на мостовых сооружениях и в местах вероятного подтопления.