Эффективность и экономия. Как архивный массив метеоданных облегчает работу дорожных служб зимой

Зимнее содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс мероприятий, включающих защиту от снежных заносов, отчистку дорог от снега, борьбу с наледями и зимней скользкостью и т. д.

Статьи расходов на зимнее содержание автомобильных дорог в России составляют существенную часть бюджета, выделяемого на их эксплуатацию. В связи с этим каждый год возникает вопрос: как повысить эффективность зимнего содержания автодорог? И возможно ли при использовании определенных систем не только повысить эффективность содержания, но и сэкономить средства?

Главные помощники

Для проведения работ по зимнему содержанию дорожным службам необходима информация о возможности образования зимней скользкости на дороге. Такую детальную информацию с прогнозами может предоставить только автоматическая дорожная метеостанция (АДМС), которая устанавливается непосредственно рядом с дорогой. В состав АДМС входят различные датчики, которые измеряют метеорологические и дорожные параметры.

Для анализа и контроля ситуации на се­ти автомобильных дорог и принятия решений по ее содержанию АДМС подключают к цифровой платформе ЦУСАД, которая обрабатывает данные с АДМС и помогает диспетчеру принимать превентивные меры.

Прогнозы образования скользкости в системах дорожного метеорологического обеспечения составляются на основе долгосрочных наблюдений, с учетом региональных климатических особенностей зимнего периода. Однако важно отметить, что использование этих алгоритмов в районах с другими погодными условиями может привести к снижению точности прогнозов. Так как Россия имеет большую территорию с различными погодно-климатическими условиями, метеорологическое обеспечение дорожного хозяйства требует особого внимания.

Сегодня выбор норм распределения противогололедных материалов для ликвидации зимней скользкости происходит на основании индивидуального опыта работ эксплуатационных организаций то­го или иного региона. Как правило, организации проводят работы по зимнему содержанию по факту наступления неблагоприятного для дорог явления – образования снежно-ледяных отложений. Это влечет за собой излишние расходы противогололедных материалов, не является эффективным и ухудшает экологическую ситуацию в зо­не прохождения дороги.

Для эффективного управления зимним содержанием необходимо использовать существующую систему метеорологического обеспечения и данные, накопленные цифровой платформой. Собранный и обработанный за многие го­ды массив данных позволяет обоснованно назначать нормы распределения противогололедных материалов, выбирать технологии работ в зависимости от ожидаемых погодных условий (специализированный краткосрочный прогноз) и принимать профилактические ме­ры для предотвращения образования зимней скользкости.

ЦУСАД

Центр управления содержания автомобильных дорог (ЦУСАД) – это цифровая платформа, основной инструмент диспетчерских служб организаций, занимающихся содержанием автомобильных дорог.

ЦУСАД получает данные от се­ти АДМС и других систем, включая ресурсы Росгидромета. Система обрабатывает данные и предоставляет дорожным службам три уровня планирования работ: стратегический, тактический и оперативный.

На стратегическом уровне (планирование более 1 го­да), происходит выбор наиболее важных параметров, которые влияют на работы по содержанию данной локальной автодороги или участка автодороги:
- количество случаев перехода температуры дороги через 0 °C в сторону понижения;
- продолжительность выпадения осадков при температуре поверхности автодороги <0,5 °C (в часах);
- количество выпавших осадков при температуре поверхности автодороги <0,5 °C (в мм);
- количество случаев выпадения осадков при температуре поверхности автодороги <0,5 °C;
- cредняя температура поверхности автодороги при выпадении осадков при температуре поверхности автодороги <0,5 °C.

После чего ЦУСАД формирует отчет за период нескольких лет (ГОСТ Р 58862-2020). В результате пользователь платформы получает обоснованные данные для планирования финансовых и материальных ресурсов на содержание дорог на следующий год.

На тактическом уровне (менее года) пользователь выбирает временной период и критерии отбора для конкретной локальной дороги. Далее платформа формирует отчет и предоставляет данные для определения финансовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ. Данные используются для подтверждения затраченных ресурсов на производство работ в теплое и холодное время года.

На оперативном уровне (на данном этапе) система обеспечивает демонстрацию всех текущих локальных показателей, производит расчеты дорожного прогноза высокой точности на 4 ча­са и формирует прогноз на 72 ча­са, позволяя пользователю гибко настроить предупреждения (40 видов). Все данные совмещены на одном экране.

Точное определение времени начала работ и ПГМ (противогололедных материалов) имеет прямое влияние на экономические аспекты оперативного планирования. ЦУСАД помогает с помощью рекомендаций определять этот момент на различных участках автодороги или улицы.

Активное использование точных метеорологических данных и надежных прогнозов позволяет снизить затраты на работы по содержанию автодорог. Можно сэкономить от 11 до 25 % на расходах трудовых ресурсов и от 4 до 10 % на материальных затратах.

В результате реализации проектов создания ИТС в агломерациях внедрено много различных дорожных информационных систем. Настает период, когда надо показывать эффективность работы этих систем, фактически получать пользу от их применения.