Автоматизированная система метеорологического обеспечения автодорог - АСМО доказала свою эффективность. При разработке концепций ИТС, ее включили в качестве подсистемы метеомониторинга, обязательной к внедрению.
Для оперативного планирования дорожных работ недостаточны широкодоступные, общие метеорологические данные и даже прогнозы.
Профильным специалистам дорожного хозяйства важен не столько прогноз погоды, сколько своевременное предупреждение о риске возникновения неблагоприятной ситуации на трассе, увеличении вероятности ДТП.
Например, возможность появления скользкости возрастает кратно при совпадении двух событий: прохождением фронта осадков и переходе через нуль температуры дороги. Поэтому важно иметь локальные данные о состоянии дорожного полотна и аналитическую интерпретацию этих данных.
Для получения оперативной информации о метеорологической обстановке и обеспечения оперативного реагирования на её изменения на всех федеральных трассах и большинстве региональных уже функционируют АСМО, в состав которых входят автоматические дорожные метеостанции (АДМС) и специализированная информационная платформа Центр Управления Содержанием Автомобильных Дорог (ЦУСАД).
Использование термина «Подсистема метеомониторинга», к сожалению, не обоснованно провоцирует на сокращение требований к функционалу АСМО до простого сбора показаний датчиков и их передачи в другие подсистемы.
Важнейшей функцией АСМО, помимо мониторинга, является формирование высокоточного специализированного «дорожного» прогноза (на 4 часа).
Сопоставив прогноз и требования нормативных документов, заложенные в базу знаний, система создает подробный сценарий выполнения работ по содержанию участка дороги в виде рекомендаций, что помогает диспетчеру своевременно принимать быстрые и оптимальные решения.
Но и это не все, что может АСМО.
Огромный потенциал, пока не используемый, содержат в себе данные за многолетнюю историю наблюдений, насчитывающей на некоторых трассах уже более 15 лет.
Проанализировав накопленные данные АДМС с помощью нейросетей и технологий BIG DATA, сопоставив с данными других источников, например, показаний метеорадаров, мы можем повысить оправдываемость специализированных прогнозов, вырабатываемых ЦУСАДом. В результате получить обоснование нормативов содержания для каждой дороги и детальной оптимизации ресурсов на основе объективных данных.
Наш опыт работы с данными от 2000 АДМС на автодорогах России показывает, что использование возможностей АСМО пока находится на начальном уровне.
Транспортная отрасль России накопила весомый объём знаний и опыта построения и внедрения АСМО. Сейчас перед нами стоит задача развития отечественной научной и производственной базы, масштабирования успешных решений в дорожной, железнодорожной, авиационной отраслях, а также подготовки специалистов, свободно владеющих передовыми технологиями.
Сергей Разживин,
Генеральный Директор АО «Минимакс-94»